Екатеринбург

1928 год - началось строительство первого аэродрома на месте, где сейчас располагается аэропорт Кольцово. 

22 июня 1941 года, в день начала Великой отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. ВПП размером 1000 метров была построена в рекордно короткие сроки – за три месяца. В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательский Институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов.

15 мая 1942 года с аэродрома взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом БИ-1 был капитан Григорий Бахчиванджи. На уникальном для тех лет самолете Григорий Яковлевич совершил шесть полетов. Но седьмой оказался последним в его жизни. При испытании максимальной скорости истребитель потерпел катастрофу. В память об этом на привокзальной площади аэропорта установлена стела с макетом самолета, а в поселке авиаторов – бюст Героя Советского Союза капитана Григория Бахчиванджи.

10 июля 1943 года – день образования гражданского аэропорта Кольцово. Порт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот. В 1946 году для обеспечения ночных полетов коллективом аэропорта в субботники построена временная система слепой посадки. В 1951 году окончена первая реконструкция летного поля Кольцово.

В октябре 1954 года введен в эксплуатацию новый пассажирский аэровокзал. Сегодня это Терминал деловой авиации – здание со шпилем – визитная карточка Свердловска-Екатеринбурга.

В 1956 году завершена вторая реконструкция аэродрома. ВПП усилена до посадочного веса новых типов самолетов. С этого года начались регулярные полеты первого реактивного пассажирского лайнера ТУ-104 и самолета ИЛ-18.

1 января 1963 года на базе аэропорта, 120 летного отряда ГВФ и других служб организован Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления ГА. В 1987 году в аэропорту была построена вторая ВПП.  

В октябре 1993 года аэропорт Кольцово получил статус международного.

28 декабря 1993 года в результате разделения и приватизации Свердловского авиапредприятия были созданы два акционерных общества АООТ (ныне ОАО) «Аэропорт Кольцово» и АООТ авиакомпания «Уральские авиалинии». В результате аэропорт получил всю наземную инфраструктуру, включая объекты социальной сферы.

В 2003 г. в Кольцово при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Свердловской области и Группы компаний «Ренова» начата реализация Программы развития аэропорта в качестве хаба.

С 2005 по 2009 проведена масштабная реконструкция аэропорта. Построены два новых терминала, аэронавигационный комплекс, железнодорожная станция, гостинично-деловой комплекс «Анжело», кейтеринг, реконструирован терминал деловой авиации. С вводом новых терминалов общая площадь аэровокзального комплекса составила более 80 тыс. кв. метров, а пропускная способность возросла вдвое, до 8 млн. пассажиров в год. В терминалах располагаются зоны для комфортного ожидания рейсов, залы для трансферных и транзитных пассажиров, залы повышенной комфортности, рестораны, кафе, магазины, аптека, почта. Для организации работы нового аэровокзала использовалось технологическое оборудование как российских, так и ведущих мировых производителей из Великобритании, США, Франции и Германии.

В июне 2010 г стартовал проект развития региональных перевозок в Кольцово. Аэропорт совместно с авиакомпанией «РусЛайн» открыл рейсы по 5 новым направлениям и увеличил частотность по 4 другим маршрутам. Новый импульс развитию региональной авиации на Урале был дан в августе 2011 г. В международном аэропорту Кольцово состоялся первый полет  30-кресельного самолета Embraer 120, приобретенного аэропортом в числе других четырех воздушных судов и переданных в лизинг «РусЛайну». Восстанавливая утраченные в постсоветский период региональные авиасвязи, аэропорт и авиакомпания предоставляют пассажирам альтернативу ранее вынужденному транзиту через Москву  по доступным тарифам.

В 2012 году в аэропорту Кольцово открылся крупнейший на Урале грузовой терминал. Разработчиком проекта выступил немецкий концерн Hochtief Airports. Мультимодальный почтово-грузовой комплекс, создаваемый на базе аэропорта, предполагает, помимо грузового терминала, строительство автоматизированного сортировочного центра Почты России, который позволит увеличить эффективность операций по обработке почты.

Одним из самых значимых событий 2012 г. для Кольцово и для всей авиационной России стало проведение международного авиационного форума Routes CIS, который впервые прошел на территории России.

Сегодня международный аэропорт Кольцово – крупнейший региональный воздушный порт России.