«Добролет» вновь приземлился в Нижнем Новгороде

Сегодня в международном аэропорту Нижний Новгород (входит в холдинг «Аэропорты Регионов») совершил посадку Airbus A320 под названием «Добролет». Этот лайнер в ретро-ливрее дал старт празднованию 95-летия первого пассажирского перелета из Москвы в Нижний Новгород. Сразу после приземления самолет по традиции проехал сквозь водную арку из брандспойтов пожарных машин.

   

Напомним, 15 июля 1923 года летчик Яков Моисеев совершил рейс Москва–Нижний Новгород на немецком самолете Junkers F13. На его борту были четыре пассажира. Общая длительность полета составила около 7 часов (с посадкой на дозаправку в городе Иваново-Вознесенске). За год между Москвой и Нижним Новгородом было перевезено 229 пассажиров и около двух тонн грузов и почты.

С тех пор рейсы в столицу стали регулярными. Сегодня в расписании Стригино – более десятка ежедневных рейсов в Москву, которые связывают Нижний Новгород со всеми столичными аэропортами, а время в пути сократилось до часа. Пассажиропоток на этом направлении только за 6 месяцев этого года составил более 300 тысяч пассажиров.

В честь 95-летия гражданской линии Москва–Нижний Новгород авиакомпания «Аэрофлот» поставила на рейс из столицы в наш город лайнер в ретро-ливрее с символическим названием «Добролет». В зоне прилета всем пассажирам вручили памятные открытки с изображением аэропорта, а детям – еще и воздушные шары.

    

В зоне вылетов внутрироссийских рейсов пассажиров, которые отправились в столицу рейсом SU-1221 на «Добролете», тоже ждали сюрпризы. Это и фуршет, и возможность сделать моментальное фото на магните со стереоэффектом в костюме сотрудника службы наземного обслуживания, а также выставка исторических фото нижегородского аэропорта, посвященная открытию первой авиалинии.

   

Историческая справка

День открытия воздушной трассы Москва–Нижний Новгород назначен на 15 июля 1923 года. Пассажиров на центральном московском аэродроме провожали в первый полет шумно и весело, им давали советы, желали счастья. Народу было настолько много, что с большим трудом удалось их отстранить от воздушного судна, чтобы начать руление. Столь же радостно первых пассажиров встречали и в Нижнем Новгороде, с криками «ура!» толпы людей окружили самолет.

Первый полет проходил на немецком воздушном судне Junkers F13, которое представляло собой цельнометаллический моноплан, обшитый трехмиллиметровым волнистым металлом. Он был рассчитан на перевозку 4 пассажиров и 2 членов экипажа. В отсеке для пассажиров находились один диван и два кресла, а также вазы с цветами и сумка с духами и щеткой. Двигатель БМВ-111а мощностью 185 лошадиных сил, вес пустого самолета – 1200 кг, полная скорость – не более 173 км/час, размах крыльев- 14,82 м, длина самолета – 9,95 м, высота – 3,31 м, заправка маслом – 12 кг.

Полет проходил в основном вдоль железной дороги, она же была и наземным ориентиром. В качестве запасного аэродрома на случай вынужденной посадки был выбран аэродром в Иваново-Вознесенске. Первый полет из Москвы в Нижний Новгород занял 7 часов. Но и это было прорывом! Кроме того, полёты между Москвой и Нижним Новгородом организовывались для обслуживания Всероссийской международной промышленной ярмарки. Таким образом, уже в 20-е годы люди чувствовали значимость прямого авиасообщения и его возможностей: фактически они могли в один день побывать в двух городах, решив важные экономические, финансовые и народно-хозяйственные вопросы. Уже в то время промышленность Нижнего Новгорода имела большое экономическое значение для страны, и авиация наряду с ярмаркой способствовали развитию международных связей.

Авиалиния недолго оставалась единственной. Почувствовав уверенность в своих силах, пилоты продлили ее до Казани, затем открылось регулярно авиасообщение между Москвой и Санкт-Петербургом.

Первый пилот гражданской воздушной трассы – Яков Николаевич Моисеев.

Донской казак Яков Моисеев был призван в «Добролет» из военной авиации. Приказ был коротким: «Освоить немецкую технику и начать полеты». Освоить немецкую машину для первоклассного летчика, владеющего мастерством высшего пилотажа, труда не составило.

За доблесть и мужество, проявленные в боях в 1920 году, Я.Н. Моисеев награжден орденом Красного знамени. В 1924 году за сложные боевые вылеты в Средней Азии был награжден вторым орденом Красного Знамени и орденом Красного Знамени Хорезмской ССР с вручением золотых часов (подарок ВЦИК).

На самолете Р-1 «Искра» Я.Н. Моисеев и П.В. Мороз в июле 1926 года совершили перелет Москва–Харьков–Ростов-на-Дону–Минеральные Воды–Баку–Пехлеви–Тегеран и обратно, покрыв расстояние 6200 км зв 36 часов 12 минут летного времени. За скоростной перелет в трудных условиях с рекордной дальностью полета в один день Я.Н. Моисеев получил звание заслуженного летчика. При полете обратно в Москву был установлен мировой рекорд всесоюзной дальности полета на данном типе самолета.

31.07.2018