«Добролет» приземлился в международном аэропорту Стригино

В международном аэропорту Стригино совершил посадку Airbus-320 под названием «Добролет». Этот лайнер в ретро-ливрее дал старт празднику – 15 июля исполняется ровно 90 лет первому пассажирскому перелету из Москвы в Нижний Новгород. Сразу после приземлении самолет проехал сквозь водную арку из брандспойтов пожарных машин. 

 

Напомним, 15 июля 1923 г. летчик Яков Моисеев совершил рейс Нижний Новгород – Москва на немецком самолете Junkers F13. На его борту были четыре пассажира. Общая длительность полета составила около 7 часов (с посадкой на дозаправку в городе Иваново-Вознесенске). За год между Москвой и Нижним Новгород было перевезено 229 пассажиров и около двух тонн грузов и почты.

С тех пор рейсы в столицу стали регулярными, хотя многое изменилось. Так, сегодня в расписании Стригино – 7 ежедневных рейсов в Москву, которые связывают Нижний Новгород со всеми столичными аэропортами, а время в пути сократилось до часа. Пассажиропоток на этом направлении только за 6 месяцев 2013 г. составил 156 тыс. 197 пассажиров.

В честь 90-летия гражданской линии Нижний Новгород – Москва авиакомпания Аэрофлот поставила на рейс из столицы в наш город лайнер в ретро-ливрее с символическим названием «Добролет». Его пассажиров сейчас встречают сотрудники аэропорту – они отпустят в небо 90 разноцветных воздушных шаров. В зоне прилета всем пассажирам вручат магнитики с изображением аэропорта НижнийНовгород – как он будет выглядеть после реконструкции, а детям – еще ивоздушных змеев в цветовой гамме российского триколора.

 

В то же время в зоне вылетов внутрироссийских рейсов пассажиров, которые готовятся отправиться в столицу рейсом SU-1221 на «Добролете», тоже ждут сюрпризы. Это и фуршет, и возможность сделать моментальное фото со стереоэффектом в шлеме летчика и очках, и выставка лучших работ нижегородских блоггеров и фотографов, и экспозиция нижегородского музея авиации, посвященная открытию первой авиалинии.

 

Историческая справка

День открытия воздушной трассы Москва – Нижний Новгород назначен на 15 июля 1923 г. Пассажиров на центральном московском аэродроме провожали в первый полет шумно и весело, им давали советы, желали счастья. Народу было настолько много, что с большим трудом удалось их отстранить от воздушного судна, чтобы начать руление. Столь же радостно первых пассажиров встречали и в Нижнем Новгороде, с криками «ура» толпы людей окружили самолет.

Первый полет проходил на немецком воздушном судне Юнкерс-13. Юнкерс-13 – цельнометаллический моноплан, был обшит трехмиллиметровым волнистым металлом. Рассчитан на перевозку 4 пассажиров и 2 членов экипажа. В отсеке для пассажиров был один диван и два кресла, а также вазы с цветами и сумка с духами и щеткой. Двигатель БМВ-111а мощностью 185 лошадиных сил, вес пустого самолета – 1200 кг, полная скорость – не более 173 км/час, размах крыльев- 14,82 м, длина самолета – 9,95 м, высота – 3,31 м, заправка маслом – 12 кг.

Полет проходил в основном вдоль железной дороги, она же была и наземным ориентиром. В качестве запасного аэродрома на случай вынужденной посадки был выбран аэродром в Иваново-Вознесенске. Первый полет из Москвы в Нижний Новгород занял 7 часов. Но и это было прорывом! Кроме того, полёты между Москвой и Нижним Новгородом организовывались для обслуживания Всероссийской международной промышленной ярмарки. Таким образом уже в 20-е годы люди чувствовали значимость прямого авиасообщения и его возможностей: фактически они могли в один день побывать в двух городах, решив важные экономические, финансовые и народно-хозяйственные вопросы. Уже в то время промышленность Нижнего Новгорода имела большое экономическое значение для страны, и авиация наряду с ярмаркой способствовали развитию международных связей.

Авиалиния недолго оставалась единственной. Почувствовав уверенность в своих силах, пилоты продлили ее до Казани, затем открылось регулярно авиасообщение между Москвой и Санкт-Петербургом.

 

Первый пилот гражданской воздушной трассы – Яков Николаевич Моисеев

Донской казак Яков Моисеев был призван в «Добролет»  из военной авиации. Приказ был коротким: «Освоить немецкую технику и начать полеты». Освоить немецкую машину для первоклассного летчика, владеющего высшим пилотажем, труда не составило.

За доблесть и мужество, проявленные в боях в 1920 г., Я.Н. Моисеев награжден орденом Красного знамени. В 1924 г. за сложные боевые вылеты в Средней Азии был награжден вторым орденом Красного Знамени и орденом Красного Знамени Хорезмской ССР с вручением золотых часов (подарок ВЦИК).

На самолета Р-1 «Искра» Я.Н. Моисеев и П.В. Мороз в июле 1926 г. совершили перелет Москва-Харьков-Ростов-на-Дону-Минеральные Воды-Баку-Пехлеви-Тегеран и обратно, покрыв расстояние 6 тыс. 200 км зв 36 часов 12 минут летного времени. За скоростной перелет в трудных условиях с рекордной дальностью полета в один день Я.Н. Моисеев получил звание заслуженного летчика. При полете обратно в Москву был установлен мировой рекорд всесоюзной дальности полета на данном типе самолета.